О кафедре Методички Обучение Новости Фото Гостевая На главную

 Акушерство и гинекология
  Первичная и реанимационная помощь новорожденным в родзале
 Консультирование по грудному вскармливанию
 Планирование семьи
 Обучение


Учебная программа тематического курса «Первичная и реанимационная помощь новорожденным в родзале».

1. Введение.

      Тематический курс предназначен для совершенствования знаний поэтапного оказания помощи новорожденным в родзале с отработкой всех приемов этой помощи в зависимости от возникшей ситуации. Продолжительность обучения 6 дней (36 час). Проводятся аудиторные занятия на базе родильного отделения МЛПУ КБ №1.

2. Причины острой и хронической гипоксии, патогенез.

      Выделяют три основные группы факторов, ведущих к гипоксии и асфиксии в родах: материнские, плацентарные и плодные. При начальных стадиях недостатка кислорода у плода возникает повышение двигательной активности, тахикардия при нормальном сердечном выбросе, нормальных показаниях АД. При продолжающейся гипоксии падает АД и сердечный выброс, развивается брадикардия, и ребенок впадает в продолжительное вторичное апноэ.

3. Законы реанимации.

      Решение вопроса о проведении реанимационных мероприятий основывается на четырех критериях живорожденности. Если ребенок имеет хотя бы один из них, он подлежит реанимации. Мертворожденных детей не реанимируют. Для успешной реанимации необходимо прогнозирование рождения депрессивного ребенка, готовность оборудования и квалифицированный персонал.

4. Необходимое оборудование.

      Резиновый баллончик, электроотсос, источник лучистого тепла, дыхательные мешки, подводка кислорода, ларингоскопы, интубационные трубки, желудочные зонды, шприцы, набор медикаментов.

5. Начальные этапы реанимации.

      Дети по оказанию первичной помощи в родильном блоке делятся на две группы. Первая - это дети, не имеющие факторов риска рождения в гипоксии, а у их матерей излились светлые околоплодные воды. У детей этой группы начальный этап помощи длится всего двадцать секунд. Вторая группа - дети, имеющие факторы риска рождения в гипоксии, или у их матерей излились измененные околоплодные воды. Начальный этап реанимации здесь длится сорок секунд и включает санацию ротовой полости и носовых ходов резиновой грушей при рождении головки. Ребенок помещается под источник лучистого тепла в положении с запрокинутой головой, повторно санируются верхние дыхательные пути, ребенок насухо вытирается пеленкой и проводится тактильная стимуляция, после чего оценивается дыхание.

6. Методы стимуляции дыхания.

      Стимуляция дыхания проводится очень бережно методом потирания по спине, похлопыванием по стопам или пяточкам.

7. Показания для масочной ИВЛ.

      Если ребенок после тактильной стимуляции не задышал, то необходимо приступить к масочной ИВЛ с частотой 40-60 раз в минуту, ингалируя при этом 90-100% кислород. Для ИВЛ используют саморасправляющийся мешок или приточно-наполняющийся. Мешки должны по объему не превышать 700 мл, иметь предохранительный клапан. Лицевая маска всегда должна соответствовать размеру лица ребенка, закрывает подбородок и середину носа. Лучше использовать анатомические маски с мягкими.

8. Техника проведения ИВЛ, противопоказания для масочной ИВЛ.

      Масочную ИВЛ проводят в течении 3-5 минут. Начиная ИВЛ, после 2-3 вдохов обязательно обращают внимание на экскурсию грудной клетки. Если экскурсия грудной клетки недостаточная, то увеличивают давление на вдохе, смотрят исправность мешка, герметичность маски, не западает ли язык и проходимы ли дыхательные пути.
      Масочная ИВЛ противопоказана: при аспирации мекония, диафрагмальной грыжи, атрезии хоан, синдроме Пыра-Робина.

9. Аспирация мекония. Первичное и вторичное апное.

      Внутриутробный ребенок делает дыхательные движения при закрытой голосовой щели. При гипоксии начинается повышенная двигательная активность плода, учащается сердцебиение, дыхательные движения становятся чаще. АД и МОС пока не изменяются, но при продолжении недостатка кислорода - наступает первичное апное. При продолжающейся гипоксии развивается брадикардия, снижается АД и МОС, наступает фаза продолжительного вторичного апное, расслабляется голосовая щель, в это время может произойти аспирация мекония.

10. Оказание неотложной помощи при аспирации мекония.

      Не всякое мекониальное загрязнение околоплодных вод является показанием для ларингоскопии. Если ребенок активен и дышит после рождения, то ларингоскопию проводить не нужно. Если не дышит, то обязательна ларингоскопия и санация трахеи интубационной трубкой.

11. Непрямой массаж сердца.

      Показанием для непрямого массажа сердца является ЧСС менее 60 ударов в минуту. Непрямой массаж сердца проводится двумя методами путем нажатия на нижнюю треть грудины во время вдоха, на один вдох - три надавливания на грудину. Осложнением массажа сердца могут быть переломы ребер.

12. Медикаментозная терапия при реанимации новорожденных.

      Если в течении 30 секунд нет эффекта от прямого массажа сердца, то показано вводят в вену пуповины эндотрахеально. В течении всей реанимации можно вводить препарат трижды от 0,3 до 0,1 мл/кг массы ребенка.

13. Определение дефицита ОЦК при реанимации новорожденных.

      Если после введения адреналина, сочетающегося с непрямым массажом сердца, сохраняется брадикардия, необходимо подумать о дефиците ОЦК. Признаками гиповолемии будут бледность кожных покровов, синдром белого пятна, пульс слабого наполнения. Для восполнения ОЦК вводят физиологический р-р, 5%-альбумин, р-р Рингера.

14. Бикарбонат натрия.

      После восполнения ОЦК при сохранении брадикардии вводят 4%-бикарбонат натрия в\в очень медленно. Сода вводится для коррекции метаболического ацидоза. Особенность введения препарата - адекватная вентиляция легких.

15. Карта первичной реанимации.

      Реанимация новорожденных осуществляется в течении 20 минут, если за это время гемодинамику наладить на удалось, коллегиально решается вопрос о прекращении реанимационных действий.
      Заключительный экзамен проводится в виде заключительного тестового контроля, сдачи практических навыков на манекене.
      Перечень знаний и практических умений по циклу «Первичная и реанимационная помощь новорожденных в родзале». Изучив вопросы реанимации новорожденных, слушатель должен знать:

      - критерии живорождения
      - три закона о реанимации новорожденных
      - оборудование родзала для реанимации
      - начальные этапы реанимации
      - показания и противопоказания для масочной ИВЛ
      - показания для ларингоскопии и интубации трахеи
      - особенности помощи младенцам при мекониальной аспирации
      - показания для непрямого массажа сердца
      - медикаментозную терапию и способы введения лекарственных препаратов при реанимации новорожденных
      - возможные исходы реанимации и эстетические асекты

уметь:

      - проверять исправность оборудования для реанимации
      - собирать и подключать мешок для ИВЛ к источнику кислорода
      - вводить зонд в желудок и измерять длину введения
      - отсасывать слизь резиновым баллончиком и электроотсосом
      - проводить масочную ИВЛ
      - проводить прямую ларингоскопию
      - интубировать ребенка за 20 сек.
      - проводить непрямой массаж сердца
      - пунктировать вену пуповины
      - разводить лекарственные препараты и расчитывать дозы
      - заполнять карту реанимации новорожденных



О кафедре | Методички | Обучение | Новости | Фото | Гостевая | На главную

Rambler's Top100 MedLinks - Вся медицина в Интернет
Hosted by uCoz